Популярные сообщения

среда, 11 декабря 2013 г.

Отогреет ли души потомков "Оттепель" Валерия Тодоровского?



И вообще: кого она отогрела, эта "оттепель" начала 60-х?

Был тоталитарный режим, были доносы, черные "воронки" по ночам и быстрые приговоры "троек".
Миллионы загубленных жизней. Кровавый след в истории страны. Генетический страх, передавшийся через поколение.
И вдруг: "Усатого вынесли из Мавзолея!". Немая сцена. Люди застыли, неспособные поверить в такое чудо. Недоумение. Смех. Слезы.
Вот тогда настала "оттепель".

Во всяком случае, так ее увидел один из талантливейших российских кинорежиссеров Валерий Тодоровский. И мне очень дорог этот его фильм - "Оттепель", потому что частично он и обо мне.
В фильме нет ни слова вымысла. Это не лубочная картинка ретроинтерьеров, винтажных платьев и старых автомобилей. Режиссер прожил эту жизнь как художник. Или постарался увидеть ее глазами своего отца - Петра Тодоровского. С большим пониманием и уважением.
Ответив своим фильмом на главный вопрос наших детей: "Как вы могли?"




«Оттепель» — это фильм о тех, кто искал счастье и свет там, где никогда не всходит солнце. Это фильм о том, как не замечать. Это фильм о свободной параллельной жизни, которую выторговывает себе человек в обмен на лояльность. Это фильм о советской форме соглашательства и уступок — когда ты соблюдаешь правила, установленные режимом, ради безопасности своей и своих детей. И тебе за это позволяют жить нормальной жизнью: заниматься любимым делом, жить с любимой женой и даже иметь личный автомобиль и отдельную квартиру. Ты все это терпишь, потому что иначе нет жизни.

Я не люблю кино о кино. Не люблю киношников. Но здесь я пыталась смотреть фильм" сквозь призму" сюжета. В проекции на простых людей.
А вот правда жизни в фильме чистейшая! Помню, как мама рассказывала, что в день смерти Сталина учителя пришли с утра на работу и истерически рыдали в учительской ( женщины, оно понятно). А мой отец ( неглупый человек, директор школы) танцевал в учительской, услышав эту новость. В этом танце была радость избавления от тирана, были надежды на новую жизнь и горечь обиды за своих раскулаченных родителей и умерших в далекой Сибири малолетних братьев и сестер. Правда той жизни была горька.

Тодоровский идеально подобрал актеров — именно с теми нездешними лицами, которые не лоснятся сытостью и благополучием, это актеры, чувствующие время и способные передать его нерв. Евгений Цыганов (главный герой, оператор Виктор Хрусталев) — волк-одиночка, с тайной, которую он носит в себе, как платок Фриды. У Цыганова есть в фильме несколько сцен, которые можно отнести к вершинам актерского мастерства, что свидетельствует о масштабе этого актера.

 Его молодого одержимого друга — начинающего режиссера Егора Мячина играет пылкий романтичный Александр Яценко, играет пронзительно, разнообразно, с юмором и страстью, влюбляет в себя с легкостью невероятной.





 Виктория Исакова (Инга Хрусталева) — актриса, от которой невозможно оторвать взгляд, словно шагнувшая из французских фильмов, актриса, рожденная для больших драматических ролей, но которую наш кинематограф упорно не замечал.



 Великолепна в первой полноценной роли на экране и Аня Чиповская (Марьяна Пичугина), которую театральный зритель (Аня работает в Театре-студии Табакова и в МХТ) полюбил за редкое сочетание красоты, драматического таланта, ума и иронии.



. В «Оттепели», наконец, первую большую кинороль сыграла актриса РАМТа, театральный педагог и режиссер Нина Дворжецкая (Регина Марковна) — сыграла так, что ее Регина уже разошлась на цитаты.


 Также впервые в больших ролях на экране появились молодые звезды МХТ и «Табакерки» Яна Сексте (Люся Полынина, кинооператор) и Светлана Колпакова (Надя Кривицкая).






Они   не боятся камеры, крупных планов,   они естественны, ироничны, обаятельны. Юмор, драматизм, абсолютная свобода и абсолютная правда — вот что отличает всю кинотруппу Тодоровского, в которой дебютанты и мэтры существуют на равных, в которой работа Евгения Волоцкого (Санча), только начинающего свой путь в кино, столь же грациозна и филигранна, как и работа успешного и популярного Павла Деревянко (Геннадий Будник, кинозвезда). А Михаил Ефремов в роли сталинского лауреата, мэтра советского кино Федора Кривицкого, наверно, сыграл здесь одну из лучших своих ролей.
И уж если говорить о "лучших из лучших", то   меня изначально просто заворожила музыка Константина Меладзе. Она настолько органична, настолько характерна для эпохи и настроения фильма, что подействовала, как мантра, как заклинание, после которого теряешь волю и полностью поддаешься чарам мага.



В фильме "Оттепель" нет нарочитого пафоса, красивых слов и поз. Это фильм о той, далекой от нас жизни, "когда деревья были большими", а наши родители - молодыми. Это правда о том, что жизнь очень трудна, а порой невыносима. Но ради будущего, ради своих детей приходится идти на уступки, соглашаться, мучаясь и каясь, нести эту боль в себе...Ради того, чтобы дети и внуки смогли когда-то понять, "как мы могли"...
Этот фильм о том, что не всякая оттепель становится весной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий