Популярные сообщения

суббота, 2 ноября 2013 г.

"Осенний вернисаж" в картинной галерее...или "какой пассаж" в Союзе художников Приднестровья.

1 ноября в картинной галерее Тирасполя открылась отчетная выставка Союза художников Приднестровья «Осенний вернисаж».Эта выставка давно вошла в разряд ожидаемых и традиционных.
  На ней было представлено около 70 работ 35 авторов, в основном, хорошо известных художников Приднестровья: членов Союза и ближайших к нему кандидатов. 
Вроде, все как обычно: знакомые лица художников, постоянных посетителей, официальные лица.
Небольшая торжественная часть ознаменовалась привычными речами, коротким отчетов председателя Союза Сергея Панова о проделанной за год работе.
Как отметил Сергей Панов, нынешняя выставка богата не только количеством работ, но и их разнообразием, разноплановостью. Отличительной особенностью выставки стал тот факт, что на ней представлены только новые работы приднестровских художников, выполненные за последнее время. И это можно было заметить сразу, даже бегло осмотрев экспозицию.
Конечно, государство у нас небольшое, профессиональных художников не так много, а поэтому их творческая манера узнается сразу.

Ну  как не узнать полотно  члена Международной ассоциации "Союз дизайнеров", члена Союза художников Украины и ПМР Юрия Салко?Для человека, который хоть раз видел полотна Юрия Ивановича, они становятся долгой темой для размышлений. 


 Сочетание темных коричневых красок с золотом и синевой, концентрация аллегорий и загадок в сюжетах, особенные акценты на отдельных символических предметах, - это все и рождает повод для размышлений.
На этой выставке героиней его картины стала Параскева Пятница.

 Святая Параскева, названная так в честь пятницы, была защитницей болящих, домашнего скота и водных источников. Почитая ее, наши предки устраивали ярмарки именно по пятницам.  Вот такой современный ярмарочно- рыночный сюжет и подглядел художник Валерий Куличенко и запечатлел его на своем солнечно- радостном полотне "Рыночные страсти".


И ярмарка нынче каждый день, и товар откровенный...Но радость этого солнечного дня,  буйство красок в изображении молодых и крепких тел, радость бытия не покидает зрителя.
Я вообще преданно и безоговорочно люблю творчество художников Куличенко, особенно их гобелены.

Не так давно  гобелены ручной работы художников из Приднестровья пополнили коллекционный фонд гобеленов музея-заповедника «Царицыно». Гобелены супругов Куличенко находятся в частных собраниях Германии, США, Румынии, Франции, в музеях Одессы, Кишинева, музее «Метрополитен» в США, ЛВХПУ им. В.И. Мухиной в Санкт-Петербурге. 
Сложные образы гобеленов художников Куличенко будто "собраны" из отдельных фрагментов, кубиков. Угадывается лишь общий замысел, наполненный динамикой, полетом, настроением радости бытия и согретый теплой фактурой  тканого гобелена.
  В человеке, вероятно, генетически заложена любовь к мягкому прикосновению шерсти и шелка.
Точно так же я люблю живые и трепетные росписи по шелку бендерской художницы Маргариты Хилинской. Много лет наблюдаю за ее творчеством, каждый раз удивляюсь буйству фантазии, тонкому вкусу и бесконечному труду и терпению мастера.


Из бесед с Маргаритой знаю, как тяжела жизнь провинциального художника, как сложно найти хорошие краски, кисти и шелк. Уже более 20 лет не работает Бендерский шелковый комбинат, который посчитали когда-то вообще ненужной прихотью. Так и лишились мы, женщины, тончайших крепдешинов, а наши художники - основного материала для создания батика (ручной росписи по шелку). Теперь вот приходится ездить в Москву, чтобы купить там узбекский или китайский шелк. А это создает дополнительные трудности, да и на стоимости работ отражается.
Я купила не так давно небольшой шарф Маргариты Хилинской, и считаю это лучшим своим приобретением сезона.

Совершенно покорили работы Николая Пономаренко "На крыше дома" , "Дом № 53", "Где-то на Кировском"



И работы молодого художника, преподавателя детской художественной школы им. Фойницкого Олега Болтнева. Светлый и радостный "Дворик детства", где художник вырос, оперился, впервые, может быть, увидел свой близкий мир в совершенно иных красках и просто захотел поделиться этим с нами.


 "Я вышел на этюды - и будто вернулся в детство, - говорит Олег, - потому что мимо меня проходили наши соседи, мои детские друзья, мы просто здоровались, разговаривали...И все как-будто оживало в моей памяти". Вот этими ожившими воспоминаниями и наполнена картина.
 Несколько светлых осенних пейзажей представил Сергей Панов. Работы его всегда  наполнены особым настроением тихой грусти. Легкая синева дымкой парит в осеннем воздухе. (Прошу прощения за "обрезанное" изображение.  Все объясняется просто: автор снимков маленького роста)





Интересный диптих представил на суд зрителей и ценителей искусства Павел Китаев - "Дух- плоть".  Художник взял за основу стихи Федора Тютчева и попытался поднять глубокую нравственную проблему нашего поколения.




Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит...

И уж совсем без каких-либо объяснений - "Весенний натюрморт" Николая Зимина. Просто   ощущение счастья.


На выставке была представлена скульптура, что немало оживило экспозицию. Удивительными для меня стали скульптуры Евгения Иовицы. В отдаленном углу галереи вдруг появились петухи. Один из них - гоголь и франт, с букетом вместо хвоста:

  


Другой - просто задира и хвастун:



Две хорошие скульптуры Ольги Белобровой и  "Пьета" Григория Султана . Пьета - широко распространенный в искусстве жанр иконописи с изображением оплакивания Христа Девой Марией. Обычно такие сюжеты украшали гробницы известных людей.


Пьета Григория Султана мало напоминает изображения библейских персонажей, это, скорее, какой-то новый   сплав образов слезы и скорбящей женской фигуры. Что-то новое в этом образе есть.
 Ну вот,  по вернисажу мы прошлись.

 Теперь - о пассаже.

Закрывая торжественную часть, председатель Союза художников Сергей Панов попросил пару минут внимания, чтобы сделать сенсационное и горькое заявление о том, что он отказывается от присвоенного ему недавно звания "Заслуженный работник культуры".
В зале повисло тягостное молчание. Мне лично было горько и обидно за Сергея Панова - высокопрофессионального художника, мастера, подвижника, которого вынудили сделать такое заявление. Вынудили не пытками и преследованиями, а элементарным невежеством, неуважением ни к Союзу, ни к труду самого художника. За столько лет свой профессиональной деятельности Сергей Панов заслужил иного звания - "Заслуженный художник".
Кто "перепутал" звания или бумаги с представлениями? Или нам уже настолько наплевать на очевидные вещи? То ли комиссия, которая присуждает звания, не знает разницы между клубным работником и профессиональным художником? Разницу между культурой и искусством? 
Весь этот инцидент оставил в душе горькое чувство стыда и отчаяния. И какой-то совершенной безнадёги, что Тирасполь так и останется оплотом художественной самодеятельности на все времена.
Мне еще памятны времена, когда отдел культуры возглавляла дама - зоотехник, а все вакансии в музыкальных учебных заведениях были "заняты" - прочно и надолго.
Какой-то отдаленный результат такого руководства мы пожинаем до сих пор.


Комментариев нет:

Отправить комментарий