Популярные сообщения

среда, 16 октября 2013 г.

"Янтарная гроздь" в Тирасполе.


12 октября во дворце Республики прошел вечер фортепианных дуэтов.Играли участники кишиневского фестиваля «Янтарная гроздь».




Идея фестиваля фортепианных дуэтов "Янтарная гроздь" принадлежит солистам Национальной филармонии Молдовы - известному в Молдове ансамблю "Анатолий Лапикус - Юрий Махович". Программа фестиваля задумана как праздник жанра дуэтов и возможность приглашать в страну уникальных музыкантов, прославившихся качеством исполнения и редким репертуаром.

Название фестиваля символизирует последние лучи южного солнца, тепло уходящей осени и прозрачный свет винограда. Все дуэты - гости фестиваля привозят свои собственные переложения или музыку, которая еще не исполнялась.

Для того, чтобы виноградная гроздь созрела и стала основой искристого напитка, нужно счастливое сочетание многих природных факторов: в меру солнца, тепла, влаги, свежего ветра и работы пчел. Так же и для хорошей музыки требуется много счастливых совпадений, что и произошло на кишиневской фестивале фортепианных дуэтов.

 В рамках  нынешнего фестиваля   "Янтарная гроздь" выступили  белорусский дуэт Наталья Громова – Валерий Боровиков, сами организаторы фестиваля Анатолий Лапикус - Юрий Махович и приднестровские пианисты братья Лавриненко. 
 Концерт прошел просто блестяще: легкая, приятная атмосфера, удивительно хорошая музыка и особенная прелесть такого забытого жанра, как домашнее музицирование в 4 руки на одном или двух роялях. Я могу объяснить даже психологический аспект такого душевного комфорта: для таких выступлений обычно берут музыку популярных жанров, не отягощенную коллизиями и накалом страстей. А от этого складывается впечатление, что играть исполнителям очень легко и весело ( что и доказал блестящий белорусский дуэт Громова- Боровиков). Мало кто знает, что за легкостью и весельем, представляемым на сцене, стоит труд, сравнимый с усилиями рудокопа, например.
 Меня как слушателя особенно порадовало выступление тираспольского дуэта - Максима и Семена Лавриненко. Братья Лавриненко - выпускники Приднестровского высшего музыкального колледжа, теперь уже в статусе преподавателей.
Мне и раньше казалось, что они не используют свой семейный статус - братьев. И вот теперь Максим и Семен уже как слушатели магистрата кишиневской Академии музыки вышли на сцену в совершенно новом амплуа.
 В исполнении Братьев Лавриненко прозвучали две пьесы Дмитрия Шостаковича: Концертино и Галоп. Музыка легкая, просто хрустальная, полетная и просто веселая. Для тех, кто знаком с симфоническим или оперным творчеством Шостаковича такая ипостась его композиторского таланта могла стать просто открытием: настолько далеко отстоят друг от друга драматические симфонии, квартеты или опера "Катерина Измайлова" этого гения современной музыки!





Могу отметить, что в игре Максима и Семена Лавриненко появились новые краски: мягкий и глубокий звук, хорошая техника, не выставленная напоказ как достоинство, а подчиненная общему замыслу музыки. Заметны "дослушанные"  и "допетые" фразы, глубокое проникновение в образ и очень точно воплощенный стиль Шостаковича.

Как приятно делать такие "открытия" и писать такие слова!
 В первом же отделении прозвучала моноопера Франсиса Пуленка "Человеческий голос" в исполнении кишиневских музыкантов: солистки Национальной оперы Молдовы Лилии Шоломей и фортепианного дуэта  Анатолий Лапикус - Юрий Махович.
Скажу вам честно, что для нашего города исполнение такого произведения стало событием. Насколько я помню, несколько лет назад эту оперу исполнила  Елена. Бондарь с ГСО ПМР. 
Не надо напоминать, я думаю, что опера Пуленка - произведение очень сложное психологически, вокально, сценически и пр., и пр. Ну, во-первых, МОНООПЕРА. На сцене -один исполнитель. Вся опера - это просто   монолог женщины, разговор по телефону с возлюбленным. Какая же буря страстей, эмоций, какая палитра красок и выразительных средств должна пройти за час времени, пока звучит опера, чтобы держать в напряжении слушателя! Уверяю вас, что Лилия Шоломей отлично  справилась со всеми  творческими задачами, показав не только отличный голос, прекрасную вокальную технику, но и актерское дарование настоящей оперной певицы!




Как рассказали пианисты, переложение партитуры для двух фортепиано осуществили они сами. Замечу, что их исполнение этого сопровождения было просто выше всяческих похвал! Вдумчиво, ярко, но вместе с тем деликатно и не заглушая ни на миг этот оголенный и страждущий женский голос.

Повторюсь еще раз: опера Пуленка - произведение очень сложное, и слушать его неподготовленной публике крайне сложно. Да и подготовленной нелегко. Именно поэтому, я думаю, после окончания первого отделения концерта многие слушатели просто ринулись из зала! Но, возможно, люди просто сочли, что концерт закончился. Не было программок, и слушатели не были информированы.
 Зато во втором отделении всех ждал приятный сердцу сюрприз: белорусский фортепианный дуэт  Наталья Громова- Валерий Боровиков исполнили части из сюиты Георгия Свиридова "Время, вперед!", где нашлись и милые сердцу мотивы русской протяжной песни, и звуки праздничного гуляния, и знаменитая Румба, ставшая заставкой телевизионной программы "Время" .




Но особенно понравилась слушателям сюита Валерия Гаврилина из музыки к кинофильму "Свадьба Бальзаминова", искрящаяся задорным юмором, простыми мелодиями, веселым настроением и даже мяуканьем исполнительницы (что, кстати, прописано композитором в партитуре!)





Концерты фестиваля «Янтарная гроздь» пользуются в молдавской столице огромной популярностью, билеты раскупаются задолго до начала. Для приднестровских любителей музыки  это была уникальная возможность послушать в прекрасном исполнении хорошую музыку. Да и билеты  на тираспольский концерт  стоимостью 25 рублей были в десять раз(!) дешевле кишиневских.

Комментариев нет:

Отправить комментарий