Популярные сообщения

понедельник, 28 октября 2013 г.

Удачный старт нового джазового проекта в Тирасполе.


Кажется, что уши прожужжали своими анонсами концерта небывалого  украинского гитариста, Народного артиста Украины Энвера Измайлова. Новый музыкальный проект представляет в нашей республике и в Молдове творческое объединение «Фестиваль». В программе проекта запланирован ряд выступлений всемирно известных музыкантов. Об этом рассказал со сцены Дворца Республики, открывая первый концерт, кишиневский продюсер и музыкант Сергей Орлов.  



           
Итак, фестиваль джазовой музыки стартовал, и первым на приднестровской сцене выступил именитый гость из Крыма, всемирно известный гитарист Энвер Измайлов:
  В руках музыканта электрогитара, а шитый золотом национальный халат накинут прямо поверх потрепанных джинсов и темной рубашки. Праздник начался с первыми звуками гитары. Замеченные в зале профессиональные музыканты, джазмены и гитаристы дружно привстали со своих мест, пытаясь воочию  увидеть приемы игры необычной гитарной техники – тэппинга. Именно этой техникой прославился Энвер Измайлов в мире, но не только ею.              
Одно из первых прозвучавших произведений было посвящено другому известному мастеру джаза, нашему земляку Виктору Зеленскому, с которым дружил Энвер Измайлов.
       
Их дружба длилась многие годы, каждый из них знал цену другому.
И не только родным Виктора Зеленского, недавно ушедшего от нас, но и всем слушателям было приятно такое уважение к человеку и музыканту. Об этом сказала дочь Виктора Зеленского – тоже музыкант, педагог, исполнитель и преподаватель Государственного института искусств Вера Зеленская.
В концерте прозвучали джазовые обработки известных зарубежных исполнителей (Битлз, Майкл Джексон), парафразы на темы русских и восточных мелодий. И каждый прозвучавший номер был отмечен тонким художественным вкусом исполнителя и поистине фантастической техникой исполнения. 
 Техника тэппинга известна с давних времен. Существуют сведения о том, что Никколо Паганини использовал подобную технику на скрипке. Исследователи утверждают, что попытки играть тэппингом делали испанцы два столетия назад. Схожую технику применяли и в турецкой музыке при игре на народных инструментах.  То есть, не надо думать, что тэппинг избрел Энвер Измайлов, нет, - он просто достиг в этой технике небывалых высот.
Конечно, в этом мастерстве надо видеть прежде всего не скорость ( не автомобиль!), а его художественную ценность. Для чего все это? Вот этим вопросом и надо задаться в первую очередь.

В связи с этим меня никак не впечатлили опыты со звукоподражанием ("Утро в колхозе" или что-то в этом роде).  Но зато очень впечатлила богатейшая палитра звуков, новаторских приемов, сочетание инструментальной составляющей с голосом исполнителя, умение импровизировать и тонкий музыкальный вкус ( что очень ярко проявилось в аранжировках).
Мастер превратил гитару в целый оркестр! Здесь же можно задуматься и о новом витке музыкальной культуры, и вот почему. Первые музыкальные инструменты были свежи и чисты, как сама природа: это были дудочки, пищалки, немного позже появились струнные (да, ударные появились, вероятно, первыми). Так вот, это первые инструменты были диатоническими, они не знали ладов и модуляций, а голоса их звучали...поодиночке! Не было оркестра. 
Чем дальше развивалось человечество, тем более совершенствовались и музыкальные инструменты, которые очень скоро начали играть вместе, голоса их слились в единую и мощную песнь.Потом люди стали писать концерты, где солирующий инструмент как бы соревновался с оркестром. Попробовали все, так сказать. А теперь вот вдруг снова открыли для себя прелесть ОДНОГО звучащего инструмента. Но пытаемся сделать из него оркестр.
    
Энвер Измайлов родился в узбекском городе Фергане, куда его семья была выслана из Крыма во время войны в ходе депортации крымских татар, окончил местное училище искусств по классу фагота, начал играть на электрогитаре (сначала рок-музыку). В 80-е годы участвовал в джаз-рок группе «Сато», выступал на всесоюзных фестивалях.
В начале 90-х Энвер Измайлов переселился в Крым,в колоритную деревушку близ Симферополя, где стал собирать музыкальный фольклор своих предков, крымских татар. В эти годы он пишет несколько сольных программ, в которых воплотил свое представление об этноджазовом синтезе. Параллельно Энвер Измайлов руководит трио, организованным в 1995 году с флейтистом Наркетом Рамазановым и барабанщиком Рустемом Бари (альбом «Минарет», 1999). На международных фестивалях Энвер Измайлов выступал с турецким перкуссионистом Бурханом Очалом, французским пианистом Ксавье Гарсиа и др.
Лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне (Швейцария), обладатель множества дипломов и наград. С 1995 года — член Президиума Джазовой ассоциации Украины.
Энвер Измайлов оказался интересным собеседником, человеком с блестящим чувством юмора. О всех своих достижениях и успехах он рассказывает иронично и весело. Настроением публики в зале остался доволен.
           
Концерт прошел с большим успехом. Музыку одинаково хорошо принимали как молодые, так и люди старшего поколения, на чью молодость пришлись времена первых рок-групп. В концерте прозвучала хорошая музыка, слушатели воочию увидели чудо техники, но скажу честно: это все-таки сложно для ушей. Поэтому и видится такой виртуоз все же в составе группы, где его блестящие соло украшали бы некоторые номера.  Слушать такую музыку сплошь и полтора часа подряд сложно.
 Но вот радость от встречи с удивительным исполнителем все же осталась.

Комментариев нет:

Отправить комментарий