Кажется, что уши прожужжали своими анонсами концерта небывалого украинского
гитариста, Народного артиста Украины Энвера Измайлова. Новый музыкальный проект
представляет в нашей республике и в Молдове творческое объединение «Фестиваль».
В программе проекта запланирован ряд выступлений всемирно известных
музыкантов. Об этом рассказал со сцены Дворца Республики, открывая первый концерт,
кишиневский продюсер и музыкант Сергей Орлов.
Итак, фестиваль джазовой музыки стартовал, и первым на
приднестровской сцене выступил именитый гость из Крыма, всемирно известный
гитарист Энвер Измайлов:
В руках музыканта электрогитара, а шитый золотом
национальный халат накинут прямо поверх потрепанных джинсов и темной рубашки.
Праздник начался с первыми звуками гитары. Замеченные в зале профессиональные
музыканты, джазмены и гитаристы дружно привстали со своих мест, пытаясь
воочию увидеть приемы игры необычной
гитарной техники – тэппинга. Именно этой техникой прославился Энвер Измайлов в
мире, но не только ею.
Одно из первых прозвучавших произведений было посвящено другому
известному мастеру джаза, нашему земляку Виктору Зеленскому, с которым дружил
Энвер Измайлов.
Их дружба длилась многие годы, каждый из них знал цену другому.
И не только родным Виктора Зеленского, недавно ушедшего от нас,
но и всем слушателям было приятно такое уважение к человеку и музыканту. Об этом сказала дочь Виктора Зеленского – тоже музыкант, педагог, исполнитель и
преподаватель Государственного института искусств Вера Зеленская.
В концерте прозвучали джазовые обработки известных зарубежных
исполнителей (Битлз, Майкл Джексон), парафразы на темы русских и восточных
мелодий. И каждый прозвучавший номер был отмечен тонким художественным вкусом
исполнителя и поистине фантастической техникой исполнения.
Техника тэппинга известна с давних времен. Существуют сведения о том, что Никколо Паганини использовал подобную технику на скрипке. Исследователи утверждают, что попытки играть тэппингом делали испанцы два столетия назад. Схожую технику применяли и в турецкой музыке при игре на народных инструментах. То есть, не надо думать, что тэппинг избрел Энвер Измайлов, нет, - он просто достиг в этой технике небывалых высот.
Конечно, в этом мастерстве надо видеть прежде всего не скорость ( не автомобиль!), а его художественную ценность. Для чего все это? Вот этим вопросом и надо задаться в первую очередь.
В связи с этим меня никак не впечатлили опыты со звукоподражанием ("Утро в колхозе" или что-то в этом роде). Но зато очень впечатлила богатейшая палитра звуков, новаторских приемов, сочетание инструментальной составляющей с голосом исполнителя, умение импровизировать и тонкий музыкальный вкус ( что очень ярко проявилось в аранжировках).
Мастер превратил гитару в целый оркестр! Здесь же можно задуматься и о новом витке музыкальной культуры, и вот почему. Первые музыкальные инструменты были свежи и чисты, как сама природа: это были дудочки, пищалки, немного позже появились струнные (да, ударные появились, вероятно, первыми). Так вот, это первые инструменты были диатоническими, они не знали ладов и модуляций, а голоса их звучали...поодиночке! Не было оркестра.
Чем дальше развивалось человечество, тем более совершенствовались и музыкальные инструменты, которые очень скоро начали играть вместе, голоса их слились в единую и мощную песнь.Потом люди стали писать концерты, где солирующий инструмент как бы соревновался с оркестром. Попробовали все, так сказать. А теперь вот вдруг снова открыли для себя прелесть ОДНОГО звучащего инструмента. Но пытаемся сделать из него оркестр.
Энвер Измайлов родился в узбекском городе Фергане, куда его
семья была выслана из Крыма во время войны в ходе депортации крымских татар,
окончил местное училище искусств по классу фагота, начал играть на
электрогитаре (сначала рок-музыку). В 80-е годы участвовал в джаз-рок группе
«Сато», выступал на всесоюзных фестивалях.
В начале 90-х Энвер Измайлов переселился в Крым,в колоритную
деревушку близ Симферополя, где стал собирать музыкальный фольклор своих
предков, крымских татар. В эти годы он пишет несколько сольных программ, в
которых воплотил свое представление об этноджазовом синтезе. Параллельно Энвер
Измайлов руководит трио, организованным в 1995 году с флейтистом Наркетом
Рамазановым и барабанщиком Рустемом Бари (альбом «Минарет», 1999). На
международных фестивалях Энвер Измайлов выступал с турецким перкуссионистом
Бурханом Очалом, французским пианистом Ксавье Гарсиа и др.
Лауреат первой премии Европейского международного конкурса
гитаристов в Лозанне (Швейцария), обладатель множества дипломов и наград. С
1995 года — член Президиума Джазовой ассоциации Украины.
Энвер Измайлов оказался интересным собеседником, человеком с
блестящим чувством юмора. О всех своих достижениях и успехах он рассказывает иронично
и весело. Настроением публики в зале остался доволен.
Концерт прошел с большим успехом. Музыку одинаково хорошо
принимали как молодые, так и люди старшего поколения, на чью молодость пришлись
времена первых рок-групп. В концерте прозвучала хорошая музыка, слушатели воочию увидели чудо техники, но скажу честно: это все-таки сложно для ушей. Поэтому и видится такой виртуоз все же в составе группы, где его блестящие соло украшали бы некоторые номера. Слушать такую музыку сплошь и полтора часа подряд сложно.
Но вот радость от встречи с удивительным исполнителем все же осталась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий