Популярные сообщения

вторник, 15 октября 2013 г.

Вдогонку за паровозом.

Мои заметки в блоге сильно отстают от реальных событий, а поэтому частично теряют свою актуальность. Не успеваю! То ли культуры прибавилось, то ли возможности уже не те, что раньше.
И тем не менее. Не могу не написать несколько слов об очередном концерте Государственного симфонического оркестра ПМР, который состоялся еще 11 октября и соединил в себе две для меня несовместимые в музыке фигуры: итальянского композитора Джузеппе Верди и немецкого композитора Рихарда Вагнера. Им обоим в октябре исполнилось по 200 лет, а поэтому музыкальная общественность разных стран отмечала их юбилеи.
Концерт был сложен во многих аспектах. Во-первых, "соединением несоединяемого": любителей Верди и Вагнера вряд ли можно увидеть в одном концертном зале. Это очень разная музыка, для совершенно разного слушателя.
 Если  Верди - это такой национальный оперный герой Италии, любимец народных масс, вселивший когда-то своей патриотической музыкой большие надежды на победу буржуазной революции и новую жизнь для итальянцев; обративший свои творческие взоры на жизнь народа, его ежедневные проблемы; написавший много, очень много мелодичной, запоминающейся музыки, насыщенной бытовыми песенными интонациями, то
 Вагнер - это талантливый теоретик музыки и вообще искусства, который подо все старался "подогнать" теоретическую и философскую платформу; блестящий музыкальный публицист и критик, великолепный знаток европейской культуры, музыки, искусства; просто гениальный мастер оркестрового письма и создатель новой оперной концепции, которая проникла со временем во все сферы искусств, в частности, в театр, кинематограф, литературу и пр. Это сегодня мы думаем, что Станиславский придумал систему "сквозного развития" драматургии. Ан нет! Это - идея Вагнера. И "сквозное развитие" действия, и еще важнее - систему т.н.лейтмотивов, узнаваемых музыкальных тем, напевов, по которым, как по ориентирам вы узнаете в опере, симфонии, балете действующих лиц. Эти лейтмотивы сопровождают персонажей по всему произведению, помогая вам узнать и запомнить. Это очень важный момент в психологии слушания и понимания музыки.
Во-вторых, сложность такого концерта представлялась мне в ограниченных возможностях нашего симфонического оркестра. И технических, и чисто физических, поскольку оркестр Вагнера известен мощной духовой группой, например.
 Но концерт состоялся и удался.
В первой части программы прозвучали произведения Джузеппе Верди. Это - Увертюра к опере "Сила судьбы", хорошо знакомая, узнаваемая и любимая. Увертюры оркестру удаются очень хорошо. Затем - Вступление к первому действию "Травиаты". И венчала вердиевскую страницу великолепно спетая и сыгранная сцена Виолетты и Жермона из той же "Травиаты".
Молодая солистка Национальной оперы Молдовы и аспирантка Академии музыки  Анастасия Кушнир (сопрано) уже не впервые поет на нашей сцене. Кстати, она  - солистка и нашего оркестра, и это очень большое "приобретение" для самого оркестра и для всех наших слушателей. Поскольку очень еще молодая (22 года) Анастасия уже лауреат международных конкурсов, при этом она еще активно учится, совершенствуя свой голос. А голос у нее - ох! и ах! Ее голос уже сегодня серьезные вокалисты и критики сравнивают с голосом Марии Биешу! В нем есть звонкие и яркие "верхи", сильная и ровная "середина", а также глубокие и ровные "низы". Немного пока не хватает...зрелости и "фактуры", т.е.- массы тела. У вокалистов от этого зависит высота стояния диафрагмы, а от этого - сила звука. Но это уж точно будет со временем!





Партнером Анастасии в этой сцене был молодой солист Национальной оперы РМ Валерий Сонин, обладающий сильным и насыщенным голосом, прекрасной фактурой, умением держаться на сцене и слушать своего партнера. Валерий Сонин пока еще только учится, как говорил мальчик-паж из сказки о Золушке, но многими этими достоинствами уже обладает.

Сцена Жермона и Виолетты из первого действия "Травиаты" - одна из ключевых в драматургии, хотя на сцене в это время находятся не герои-любовники, как следовало бы ожидать, а героиня и отец ее возлюбленного.Большая, развернутая сцена состоит из нескольких законченных эпизодов, где звучат поочередно сольные эпизоды каждого персонажа и несколько дуэтов. Очень тонко и деликатно сыграла свою роль Анастасия Кушнир, не срываясь на крик,как это часто бывает у неопытных исполнительниц, сохраняя внешнее спокойствие и достоинство  своей героини -Виолетты. Жермон, всячески протестуя против связи своего сына с падшей женщиной, предпринимает последнюю попытку повлиять на Виолетту и убедить ее оставить в покое возлюбленного. Он начинает свой монолог издалека, протягивая бедной девушке фотографию своей дочери и убеждает ее пощадить доброе имя их семьи.  Насколько смущена Виолетта, оскорблена и подавлена, выдает ее сдавленный голос, опущенные глаза, короткие вокальные фразы. Все это спето и сыграно просто блестяще! Прекрасно прозвучали дуэты двух исполнителей, несущие в этой сцене, пожалуй, самую важную нагрузку.


Во второй, вагнеровской части концерта прозвучала увертюра к ранней героической опере Вагнера "Риенци", известное по голливудским фильмам Вступление к 3 действию оперы "Лоэнгрин".



И в завершении оркестр замахнулся на знаменитый "Полет валькирий" -начало третьего действия оперы «Валькирия», второй из четырёх опер Рихарда Вагнера, которые составляют цикл опер «Кольцо нибелунга».

Эта оркестровая пьеса настолько известна в мире, что требует от дирижера и оркестра большой смелости. В том плане, что здесь каждый звук, каждый аккорд на слуху, надо играть исключительно чисто и технично, чтобы "выдержать марку". Очень быстрый темп, просто феерические пассажи струнных, рисующих шелест крыльев фантастических и злых валькирий, мощные возгласы медных духовых, изображающих весь этот фантасмагорический ужас, - вот далеко не все сложности этого эпизода. Вижу, что оркестр был "усилен" духовыми. Но...

Не леталось в этот вечер валькириям...Нелетная погода была, возможно. Не блистали духовые.

Сложная это вещь.

Но за смелость - пять баллов! Так держать!





Комментариев нет:

Отправить комментарий