Популярные сообщения

воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Концерт музыки барокко в Тирасполе.

 Приднестровский симфонический оркестр сыграл новую программу, которая была всецело посвящена музыке эпохи барокко и, к слову, так же вычурно и названа:"Очарование музыки барокко".
Предложить что-то более оригинальное я не в силах, потому что с заголовками у меня большая напряженка.
Вероятно, название концерта и отображало саму суть стиля барокко, который в конце 16 века охватил всю Европу, буквально сметая на своем пути чистые и простые идеалы Высокого Возрождения, в которых господствовали гармония, естественная красота, логика и соразмерность.  Эпоха великих географических и научных открытий несла в себе новые веяния и новые потребности. Уходили в прошлое строгие церковные догматы; жизнь приобретала постепенно светский характер, а поэтому все настойчивее в нее проникали роскошь, наслаждения, любование прекрасным и удовольствия.  Вот вам и основные идеалы стиля барокко! Ради справедливости стоит заметить, что процесс этот не является уникальным; он довольно цикличен. Человечество постоянно "качает" из стороны аскетизма и ограничений в сторону  красоты и излишеств. Несколькими веками позже это назовут "мещанством", например. Но там несколько иной характер излишеств.
 Я не стану излагать идеологические основы барокко, они теперь хорошо изучены и доступны любому читателю.
 Я предлагаю задуматься над иным феноменом наследия этой культуры: какие такие особенности музыки барокко, например, делают ее настолько притягательной в наше время? Почему музыка Баха, Генделя, Вивальди или Люлли столь популярна в наш век технического прогресса и аскетизма? 
 В концерте был  сыгран  Кончерто-гроссо Георга-Фридриха Генделя с солистами Марианной Дончевой, Павлом Ротару и Викторией Загуляевой.

 Здесь могу заметить, что два скрипача Государственного симфонического оркестра - Марианна Дончева и Павел Ротару - достаточно "сыгранные" солисты и хорошие музыканты.
Несмотря на некоторые интонационные погрешности, свои партии они сыграли хорошо. Чего пока нельзя сказать о молодой виолончелистке Виктории Загуляевой, которая во время исполнения находилась на своей оркестровом месте, т.е., была значительно удалена от скрипачей, а поэтому виолончель была слышна очень плохо, далеко, да и сама игра не отличалась выразительностью.
Повторяю еще раз, что это никак не умаляло значимость исполнения произведения.
 На едином дыхании прозвучала Ария из Третьей оркестровой сюиты Иоганна-Себастьяна Баха. Простая и возвышенная мелодия Арии принадлежит к шедеврам мировой музыки и исполняется очень часто. Тем не менее оркестр сумел исполнить ее без излишнего пафоса, надрыва и ажиотации.
Два прекрасных концерта Антонио Вивальди - Концерт для оркестра в стиле "мадригал" и Концерт для двух скрипок и виолончели прозвучали свежо и ярко. 
Я часто думаю над тем, какое счастье - иметь в городе свой симфонический оркестр.
Это, действительно, особенное счастье: возможность постоянно слушать ЖИВУЮ музыку, которая исполняется только в этот момент и только для этой аудитории; возможность обрести для себя круг единомышленников, которые, вроде, просто сидят рядом, а на деле - разделяют твои интересы. И самое ценное для меня - это постоянная возможность знакомства с новой музыкой.Тот, кто принимает участие в концертной жизни, тот понимает, насколько это ценно в наше время.  Сейчас мало оркестров, немного гастрольных концертов. А еще меньше наши с вами финансовые возможности для такого удовольствия. Ведь билет на рядовой концерт в Ковент -Гарден, Метрополитен -опера стоит не менее 400 евро! Билет в Большой театр имеет кассовую стоимость 20 тысяч российских рублей (премьера).
 По сравнению с нашими десятью рублями...
Особенно я хочу отметить творческую натуру нашего главного дирижера и художественного руководителя симфонического оркестра Григория Мосейко. Это прекрасный музыкант, неутомимый труженик и "вечный двигатель" нашего музыкального прогресса. Он постоянно работает над собой, работает с оркестром.И, как написали мои коллеги, "начинает репетировать программу заранее"...Да, я готова это подтвердить! Заранее. Потому что накануне вечером - не получится.))
 Мосейко не боится брать для исполнения произведения известные и звучащие. (Я бы побоялась).
Вместе с тем, он постоянно ищет произведения мало звучащие, а то и вообще неизвестные.
Вот и для последнего концерта он нашел мало кому известную Церковную симфонию Георга Вернера и Концерт для лютни одного из предшественников великого Баха  Иоганна-Фридриха Фаша.


Как говорится, по прошествии веков трудно установить солирующий инструмент, но для нашего поколения этот концерт прекрасно звучит в исполнении симфонического оркестра и гитары. Партию гитары исполнил преподаватель тираспольской музыкальной школы Сергей Корень. Это талантливый музыкант, отличный педагог и кумир детских сердец. В городе семья Корень известна как музыкальная. Тираспольчане отлично помнят, что еще несколько лет назад семейный оркестр семьи Корень с успехом выступал на городских праздниках. И не только это. Главное, что все дети Корень стали музыкантами, двое сейчас учатся в Московской консерватории.
Концерт Фаша в исполнении Сергея Кореня прозвучал в духе эпохи, светло и чисто. Жаль только, что само звучание гитары не было усилено микрофоном, и в "соревновании" с оркестром гитара явно проигрывала в плане звука. Однако оркестр играл очень деликатно, всячески подчеркивая значимость солиста.



Радует, что на концертах все больше бывает молодежи и школьников. Хорошей традицией стало посещение концертов всей семьей или всем классом. Постепенно и атмосфера таких концертов приближается к большим концертным событиям.
Иногда, правда, очень досаждают "болтуны" в пятом ряду, которые позволяют себе разговоры вслух во время исполнения, разговоры по телефону или иные концертные "шалости".
Здесь я готова понять детей, но взрослых тетенек и пенсионеров из бывшей "номенклатуры" - уж никак! Концертный зал тем и хорош, что в нем нет "номенклатуры". Перед искусством все равны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий