6 ноября в Тирасполе состоялся концерт известного российского гитариста Евгения Финкельштейна.
Чарующая гитара в руках
неистового Финкельштейна вдруг перенесла нас в галантный век барокко и убедив
еще раз, что барокко - это не столько вычурность и мишура, сколько особая
изысканность чувств и богатая палитра мелизмов, мордентов, мелодических украшений.
Малый концертный
зал Дворца Республики не смог уместить всех желающих послушать одного из самых
ярких гитаристов нашего времени. И это сказано без преувеличения.
В программе прозвучали произведения
XVI-XVIII веков, написанные
композиторами Джованни Замбони, Марином Мараисом, Карлом Фридрихом Абелем,
Джоном Доулендом, Жаном де Сент-Коломбо, Антуаном Форкре для лютни и виолы да
гамба, которые Евгений Финкельштейн переложил для классической гитары.
Старинный инструмент виола да гамба по внешнему виду очень схожа с современной виолончелью:
Для виолы и лютни в свое время писали достаточно много музыки, поскольку в Европе это были широкораспространенные, "салонные" инструменты. На них играли и профессиональные музыканты, и любители, и образованные дамы из высшего общества. Да и в других сословиях это не было запрещено.
Строй виолы да гамба и лютни схожи со всеми струнными, звучание же отличалось особой теплотой, камерностью и интимностью.
Исполненные в концерте произведения представляли собою, в большинстве своем, сюиты - самый распространенный светский жанр времени барокко. Сюита в своем строении проста и эффектна из-за основного принципа построения, основанного на контрасте частей. В ней чередуются быстрые и медленные эпизоды, не утомляя таким образом слушателей "божественными длиннотами"; среди традиционных частей сюиты при этом много танцев: аллеманда, сарабанда, жига, гавот и пр.
Меня как слушателя поразила прекрасная техника гитариста, не ставшая, к величайшему счастью, самоцелью. И техника, и динамические оттенки, и особенные приемы игры - все было направлено на создание образа. Особенно это было наглядно в исполнении сюиты «Куюнбаба» современного итальянского гитариста и композитора Карло Доменикони.
Добиваться такого понимания музыки помогает полное "растворение" мастера в стиле, эпохе, в создаваемом образе.
Совершенно божественный образ создан исполнителем в пьесе "Мечтательница" Мориса Маре.
На "бис" Евгений Финкельштейн сыграл просто изумительную по своему изяществу и стилю миниатюру Николая Кошкина "Нефритовый император" и аранжировку Геннадия Беляева русской народной песни "Липа вековая".
Я для себя отметила необыкновенный и божественный звук гитары. Прикосновение пальцев к струнам зачастую просто незаметны! Если учесть также великолепные темпы, просто поразительную динамику и выразительность, то игра превзошла, казалось, возможности простого человека. Поэтому и назвала я его в самом начале "неистовым"!
Попутно замечу, что за все время концерта не было замечено ни одной технической оплошности, "соскальзывания" пальцев или неточно сыгранного пассажа. При этом исполнитель совершенно мало заботился о том, чтобы его слушали: временами звучание гитары было настолько тихим, что слышать его могли только слушатели первых рядов. Исполнитель не играл "на публику", он играл ради искусства.
Даже в тот позорный момент, когда у одного слушателя вдруг на весь зал заверещал мобильный телефон - и тогда гитарист даже глазом не моргнул. У меня создалось впечатление, что он и не заметил этого. Однако после концерта, в личной беседе с Евгением, я поняла, что ошиблась. Заметил. Но виду не подал.
Исполненные в концерте произведения представляли собою, в большинстве своем, сюиты - самый распространенный светский жанр времени барокко. Сюита в своем строении проста и эффектна из-за основного принципа построения, основанного на контрасте частей. В ней чередуются быстрые и медленные эпизоды, не утомляя таким образом слушателей "божественными длиннотами"; среди традиционных частей сюиты при этом много танцев: аллеманда, сарабанда, жига, гавот и пр.
Меня как слушателя поразила прекрасная техника гитариста, не ставшая, к величайшему счастью, самоцелью. И техника, и динамические оттенки, и особенные приемы игры - все было направлено на создание образа. Особенно это было наглядно в исполнении сюиты «Куюнбаба» современного итальянского гитариста и композитора Карло Доменикони.
Добиваться такого понимания музыки помогает полное "растворение" мастера в стиле, эпохе, в создаваемом образе.
Совершенно божественный образ создан исполнителем в пьесе "Мечтательница" Мориса Маре.
На "бис" Евгений Финкельштейн сыграл просто изумительную по своему изяществу и стилю миниатюру Николая Кошкина "Нефритовый император" и аранжировку Геннадия Беляева русской народной песни "Липа вековая".
Я для себя отметила необыкновенный и божественный звук гитары. Прикосновение пальцев к струнам зачастую просто незаметны! Если учесть также великолепные темпы, просто поразительную динамику и выразительность, то игра превзошла, казалось, возможности простого человека. Поэтому и назвала я его в самом начале "неистовым"!
Попутно замечу, что за все время концерта не было замечено ни одной технической оплошности, "соскальзывания" пальцев или неточно сыгранного пассажа. При этом исполнитель совершенно мало заботился о том, чтобы его слушали: временами звучание гитары было настолько тихим, что слышать его могли только слушатели первых рядов. Исполнитель не играл "на публику", он играл ради искусства.
Даже в тот позорный момент, когда у одного слушателя вдруг на весь зал заверещал мобильный телефон - и тогда гитарист даже глазом не моргнул. У меня создалось впечатление, что он и не заметил этого. Однако после концерта, в личной беседе с Евгением, я поняла, что ошиблась. Заметил. Но виду не подал.
«Абсолютной
музыкой» назвали выступление Евгения музыкальные критики в немецких газетах
(«Schwäbisch Haller Blatt», «Schwäbische Zeitung», «Westfalen Post» и другие).
Евгений Финкельштейн
выступает с сольными концертами в Малом Зале Консерватории в Москве, в
Петербурге, Вене, Берлине, Оксфорде и других городах России и Европы. C большим
успехом прошел концерт камерного оркестра «Солисты Москвы», в котором Евгений
Финкельштейн и Юрий Башмет исполнили двойной концерт А. Вивальди ре минор для
альта, гитары и струнных. Евгений Финкельштейн принимал участие в фестивале
Николая Петрова «Кремль музыкальный» в 2011 году.
Концерт в Тирасполе организован при сотрудничестве с Органным залом Кишинева, где концерты гитарной музыки проводятся уже несколько лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий