29 ноября во Дворце Республики состоялся спектакль Тульского Камерного драматического театра "Фрекен Жюли"шведского драматурга А.Стриндберга.
Российский театр оказался в Тирасполе "по счастливой случайности": он был участником– V Международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм "Молдфест.Рампа.Ру", проводимого Государственным молодёжным драматическим театром "С улицы Роз"в Кишиневе. Фестиваль этот заявлен, как "творческая лаборатория", и авторитет его в немалой степени зиждется на творческом обаянии и харизме Юрия Хармелина - главного режиссера театра "С улицы роз". Фестиваль пока еще не стал масштабным или знаменитым, но уже собирает на своих подмостках новаторов театрального искусства. Именно на этом фестивале можно показать какие-то творческие искания, обращения к оригинальным и ультрамодным авторам.
Пьеса «Фрекен
Жюли» была написана в период зарождения в Европе психоанализа. Главная героиня, по сути,—
потенциальная пациентка доктора Фрейда. Графиня, артистократка, гордящаяся своим высоким положением
и одновременно ненавидящая его. . Очень красивая,
при этом крайне истеричная девушка, которую постоянно бросает из крайности в крайность:
она флиртует и фактически соблазняет лакея отца, она стремится к своему падению и сама его
провоцирует, а затем пытается вернуться в мир мелодраматических иллюзий. Все заканчивается
самоубийством Жюли. Как это ни страшно звучит, такой финал не воспринимается как трагедия — это
изначально предопределенный и единственно возможный для
главной героини выход.
В постановке всего три действующих лица, их роли исполнили актеры: Фрёкен Жюли - Светлана Соболева,
Жан - Роман Палилионис, Кристина - Яна Левищева.
Бесспорное лидерство принадлежит исполнителям главных ролей : Светлане Соболевой и Роману Палилионису.
Светлана Соболева сумела создать яркий и противоречивый образ взбалмошной девочки, богатой наследницы, красавицы и распутной женщины, а главное - она сумела также аргументировано доказать зрителю, что причиной ее сложного характера стали жизненные обстоятельства.
Роль простого парня-слуги - алчного и жестокого деспота отлично сыграл Роман Палилионис, создав на сцене также крайне противоречивый, но достоверный образ сельского соблазнителя и беспринципного донжуана.
Тот, кто умеет читать "между строк" увидел на сцене кроме трех участников драмы еще и много символов, так характерных для философии Ницше и учения Фрейда: это большой кухонный нож, порешивший в итоге жизнь героини и ставший ее злым роком; убитый щегол, венок из лесных цветов Иванова дня и магическое варево, которое готовит во время действия кухарка; сапоги графа, которые олицетворяют его образ; это, в конце-концов, чарующая летняя ночь накануне Ивана Купала и цветущая сирень за окном, которая отделена от зрителей и героев полупрозрачной ширмой - тот чистый и желанный мир, который так манит, но не впускает к себе этих людей.
Постановку осуществил молодой режиссер Алексей Басов. И постановка заслуживает внимания и должной оценки.
Особую роль в спектакле играет свет, который подается за пределы условной комнаты, за ту самую полупрозрачную перегородку и освещает за пределами мира ЭТИХ людей другой мир: цветущую сирень, купальские песнопения вдалеке, мир чистых и светлых грез...
Я люблю современный театр, но как-то не очень хочу видеть на сцене "голый" натурализм совокупления, грехопадения и пр. житейских подробностей. Искусство - оно на то и дано, чтобы уметь сказать некоторые подробности иносказательно, аллегорично. Сумел же автор создать две аллегории сновидений главных героев: одного - стремящегося ввысь, лишь бы зацепиться, ухватиться, выжить, и другого- все время мечтающего пасть на землю.
Пьеса, созданная более 120 лет назад, является очень актуальной и поучительной для нынешнего поколения, увлекающегося мистикой, Фрейдом, потусторонними идеями бытия. Все это хорошо в плане общего знакомства с идеей.
А жить надо сегодня и здесь. Жизнь - она реальна. И для решения всяких жизненных проблем у человека есть голова, знания и опыт.
Тираспольские зрители тепло приняли спектакль российского театра и наградили актеров заслуженными аплодисментами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий