Популярные сообщения

четверг, 28 ноября 2013 г.

Черно-белая правда литовских фотомастеров.

Задолго до открытия выставки литовской фотографии мне несколько раз напомнили об этом событии.
"Ах, да, надо сходить...Ах, да, ну что такое - фотография? Я не знаток жанра, не мастер, не художник", - думала я.
Скажу честно: меня утомляют чужие семейные альбомы с фотографиями незнакомых людей. На них всегда одно и то же: чужие свадьбы,пухлые младенцы, чьи-то застолья, пикники и групповые парадные снимки. Они интересны, как правило, только участникам событий.
Совершенно иную фотографию я открыла для себя у тираспольских фотохудожников.
К моему стыду, до этого дня - 27 ноября - я ничего не знала о литовской школе фотографии, о ее особой роли в истории искусства фотографии.



Оказалось, что в благословенное нами советское время художественной фотографии-то и не существовало! Ее попросту "загнали" в рамки газетно-репортажного жанра и "поставили" (как любят говорить в Молдавии) на службу идеологии. Именно такую фотографию я и помню с детства: чумазый Стаханов в угольном забое добывает свои 100 тысяч тонн угля; круглолицая доярка с подойником в руках; пышущая здоровьем и радостью звеньевая колхозной бригады свекловодов и, наконец, лучезарно-счастливый Гагарин...
Не жизнь, а песня! Мы видели эту жизнь такой, какой ее нам ПОКАЗЫВАЛИ на фотографии.

«Литовской школой фотографии» называют своеобразный стиль черно-белой художественной фотографии литовских фотохудожников. Ведущая свое начало из репортажной фотосъемки и впервые получившая отдельное название в седьмом десятилетии XX века, литовская школа фотографии тесно связана с глубокими традициями социальной фотографии в Литве. Еще в 1937 году на выставке в Париже литовские фотографы В. Аугустинас, Б. Бурачас, П. Бабицкас, В. Гавенас, С. Колупайла, О. Милашявичюс, А. Нарушявичюс, Г. Орентас и Й. Скринска получили золотые медали за социально-этнографическую фотографию. В послевоенный период с 1945 г. в Литве фотоискусство было запрещено, съемки на улице не приветствовались. В первые десятилетия после Второй мировой войны в Советском Союзе доминировал жанр реалистичной фото публицистики; фотография, по словам С. Валюлиса, была втиснута в фотожурналистику с ее пропагандистскими целями. Только с наступлением оттепели (после 1957 г.) литовская фотография могла постепенно возвращаться к миссии художественной фотографии. С начала шестидесятых годов движение литовских фотографов получило новое ускорение: в 1963 г. открылся Каунасский фото клуб, в 1967 г. был издан первый альманах литовской фотографии, в 1968 г. в Вильнюсском музее изобразительного искусства состоялась совместная выставка А. Кунчюса, Р. Ракаускаса, А. Суткуса и В. Науикаса. В 1969 г. в Москве экспонировалась выставка «9 литовских фотографов», в 1969 г. весь первый номер журнала «Културос барай“ (Вехи культуры) был посвящен теме литовского фотоискусства.




   Выставка литовской фотографии под названием «Шаги», представленная в Тирасполе,  насчитывает более 60 фотографий  10 легендарных литовских фотохудожников, которые в 60-70-ые годы прошлого века стали основоположниками новой школы фотографии. Это - работы Ромуальдаса Аугунаса, Ирэны Гидрайтене, Ромаса Юскелиса, Александра Мацияускаса, Ромуальдаса Пожеркиса, Ромуальдаса Ракаускаса, Антанаса Суткуса, Виргилиуса Сонта, Вацлава Страукаса.   
 На работах литовских мастеров фотографии   учились все фотолюбители Советского Союза, в том числе и наши, - говорит председатель приднестровского Союза фотохудожников Александр Паламарь:

"Я стою и не верю, что к нам в Тирасполь привезли такую выставку! Здесь каждая работа - высота, каждая фотография - как вершина. Я как будто вернулся в дни своей молодости, в то счастливое время, когда мы были молодыми, строили планы и верили в будущее. Каждый молодой фотограф знал имена этих литовских мастеров. Они для нас были, как апостолы..апостолы правды и апостолы этого нового искусства. Говорят, что искусство сближает. Мне мало близки литовские песни или танцы, я их мало знаю. Но вот фотография литовских мастеров мне понятна, я ею восхищаюсь. Фотография понятна всем. Она может сближать народы".


 В открытии выставки приняли участие Посол Литвы в РМ Виолетта Мотулайте, Посол Болгарии в РМ Панайотов с супругой, заместитель министра иностранных дел ПМР Виталий Игнатов, председатели творческих союзов нашей республики, художники и любители фотографии.



 Инициатива организации в Тирасполе выставки работ литовских фотохудожников принадлежит Послу Литвы в Молдове  госпоже Виолетте Мотулайте. Именно она и представляла выставку в Тирасполе.
В своем приветственном слове Посол Литвы    отметила, что сама она хорошо знакома с Тирасполем, бывает здесь по долгу службы. А вот выставку удалось привезти впервые. Сейчас это дело хлопотное и дорогостоящее из-за наличия границ, сложностей в оформлении документов, материальных трудностей и отсутствия прямого сообщения между Литвой и Молдовой.
К счастью, все эти сложности удалось преодолеть. Литва, как отметила Виолетта Мотулайте, страна небогатая, денег на такие мероприятия нет (домыслила я сама). В этот раз Литве выделены кое-какие средства на время ее председательсвования в совете ОБСЕ. К чести литовских чиновников, эти деньги не были растасканы по карманам или вложены в строительство дачных заборов, а были использованы для организацию выставок фотографии в Кишиневе и Тирасполе.
Вместе с выставкой фотографии в Тирасполь на время прибыла и литовская культура...Был, например, организован традиционный на вернисажах фуршет, для которого ( пусть это и мелочь!)  сопровождающие Посла лица быстро и без суеты накрыли в углу галереи столы, застлав их белоснежными скатертями, сервировали настоящей(!) посудой и фужерами. Гостей обслуживал официант в белоснежной рубашке и с бабочкой. ( как говорится: "Я плакалъ").
В качестве ремарки: многие мои соотечественники полагают, что Европа - это "еврозаборы" и "евроремонты". Оказывается, что Европа - это культура.
Совершенно в стороне, далеко от вернисажной публики я заметила человека, который пристально разглядывал каждую фотографию. Это был фотохудожник Михаил Блонштейн, член союзов фотохудожников Молдовы, Украины, России и Приднестровья, Ученик самого известного на территории СНГ фотокритика и педагога, А. Лапина.
Авторов представленных работ знает лично, неоднократно участвовал вместе с ними в выставках. Из рук самого Суткуса получал одну из премий.
"Выставку эту можно сравнить с выставкой картин Рембранта.
Представьте, что в Тирасполь привезли выставку Рембранта!
Видели, как на выставках в больших музеях художники любуются каждым мазком, каждым бликом на картине? Вот так и я любуюсь этими произведениями искусства..."



Р. Ракаускас. Вильнюсские и Каунасские будни


А. Суткус. Мотоциклисты


\
А. Мачаускас. Девочка возле Каунасского рынка кармелитов.




Р. Пожеркис. Каунасский старый город



В. Страукас. Из цикла "Последний звонок"

В. Страукас. Из цикла "Последний звонок"

 Выставка продлится до 15 декабря, и все тираспольчане и гости нашего города еще успеют полюбоваться литовской фотографией.








 

Комментариев нет:

Отправить комментарий