Популярные сообщения

суббота, 28 сентября 2013 г.

Волна джаза накрыла Тирасполь.

Еще  вчера, кажется, я писала в блоге, что вторая джазовая волна "накроет" Тирасполь 27 сентября, когда и ожидался один из  концертов XII Международного этноджаз фестиваля.
Волна, действительно, "накрыла"...По другому просто не скажешь, потому что концерт состоялся просто блестящий! Улетный! Кайфовый! Зал просто визжал от восторга, пел вместе с Кора-трио и даже пустился в пляс под их страстную африканскую музыку. Да и как было не пуститься?
Такой взрыв эмоций, настоящего катарсиса и наслаждения музыкой я помню еще во времена молодого и бунтарского рока; пение, возгласы восторга и танцы прямо в зале на концертах "Машины времени", "Песняров" и легендарного молдавского "Норока".
Но все по порядку.
Как я уже писала, XII  Международный этноджаз фестиваль в Кишиневе уже успел прижиться и обрести свой круг слушателей. Впрочем, на хорошую музыку всегда найдется и слушатель. Тем более, что границы нынче открыты, а люди - свободны. Свободны в своей жизни, в своем творчестве и проявлениях вкусов. Именно поэтому и возникает невольная временная параллель с 70-ми годами прошлого столетия, далеким отзвуком уходящей "оттепели" и зарождением советского (или русского?) рока.
Как рассказал мне один из организаторов фестиваля  , участники этого форума не единожды приезжали в Тирасполь. Только на самую большую сцену их не пускали. Играли в музыкальном колледже, в клубах. А вот этом году впервые - на главной сцене республики.
Открыл концерт Приднестровский государственный квинтет "Либерти" под управлением Дмитрия Шеремета. Нечего скрывать - любимцы публики! Ребята вышли в своих знаменитых черно-белых костюмах с бабочками, в шляпах-котелках и в бело-черных стильных штиблетах. Ах уж эти модники!




В концертном блоке прозвучали лучшие диксиленды из их репертуара, сдобренные юмором, шутками, неожиданным нестройным мужским пением и разными инструментальными "штучками". Как преданный поклонник и постоянный слушатель могу отметить, что мастерство квинтета изрядно выросло, появилась легкость и свобода в исполнении.  Кроме легкости и свободы (которые не являются профессиональными категориями) могу отметить прекрасные темпы, слаженность ансамбля и индивидуальную очерченность каждого исполнителя.
Ребята играли просто окрыленно! За спиной каждого из них вот-вот да и мелькали крылья от недавнего   и очень успешного участия в одесском джаз-фестивале! Даже искорки в глазах выдавали эту радость, этот заслуженный и оцененный успех.
                                       
Скажу честно, что заявленное в концерте австрийское инструментальное трио меня заинтересовало не очень. Размышления мои касались женского состава трио и их претензии на сочетание игры с пением. Это не есть хорошо, - подумала я. Тем более - три девушки...Что там может быть? Слабые голосочки, песенки ни о чем.
Когда девушки вышли на сцену, настроение мое упало совсем. Это были три "гнома": в нелепых зеленых чулках, ядовито-оранжевых кроссовках, а одна, самая маленькая из них - еще и с животиком...Но девчонки повели себя просто, очень естественно (пока включали радиомикрофоны и усаживались на свои места). Зато когда они заиграли...Я сразу взяла все свои сомнения обратно. Это была удивительно протяжная и тоскливая музыка средневековья, наверное. Следом зазвучали йодли (тирольское пение) в сопровождении трио. А уровень исполнителей - он определился моментально, с первых нот. Высокий уровень, скажу я вам. Три инструмента: скрипка, альт и виолончель звучали на сцене, как половина доброго симфонического оркестра! Я делаю поправку на   микрофоны, установленные на деках инструментов , понятно. Но усиливать ведь можно только идеально чистый звук! Ведь если усилить микрофоном фальшивую скрипку....ну, я думаю, вам понятно...мало не покажется...
 Удивительно трогательно и пронзительно прозвучала песня о Сербии...Так поют, когда в душе не утихает боль...И, действительно, виолончелистка группы DeeLinde -  родом из Сербии, ставшей на грани веков общей болью Европы.



Постепенно вихрь новых звуков, новой музыки так захватил меня, что я уже напрочь забыла про зеленые чулки, нелепые одежды и необычность состава. Ведь трио - это, скорее, неполный квартет. В истории группы так оно и было: из созданного в 2004 году квартета ушла одна исполнительница - и осталось трио.  Но зато какое трио! 
 Netnakisum, охватывает широкий спектр  музыки: от балканского фольклора до фольклора в районе горного массива Дахштайн, также надо отметить и элементы джаза, хард-рок и yodel-пения в тирольском стиле, Deep Purple и даже музыки Мориса Равеля.
Благодаря профессионализму и  изысканному 
юмору, исполнительницы создали постепенно свой стиль , которому удивлялись не только в Европе, но и на других континентах. Концертные выступления проходили в  Австрии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Англии, Италии, Португалии, Испании, Мальте, Греции, Алжире, Хорватии, Чешской Республике, Китае, Нидерландах и Соединенных Штатах Америки.

Мне не удалось пообщаться с девушками ближе из-за отсутствия переводчика и ограниченного времени пребывания гостей в нашей городе.
                                                  
Мы все долго и горячо аплодировали девушкам, когда на сцене появились музыканты третьей заявленной группы -  World Cora трио. Музыканты этого интернационального коллектива должны были представить музыку в стиле этно-джаз в исполнении совершенно удивительного состава: перкуссия, ритм и исполнителя на неизвестном для нас инструменте  КОРА (явно африканского происхождения).
Эрик Longsworth - виолончель, Жан Люк Ди fraya - голос, percuție и Cherif Soumano - кора встретились во Франции, где к тому времени уже выступал первый из них. Большая любовь к музыке и страсть к импровизации соединили этих людей в один коллектив, ну а душу в этот коллектив вдохнула кора! 

Перкуссионист  Жан Люк Ди Fraya из США и   виолончелист  Эрик Longsworth  прославили это  трио по всему миру. Диалог их игривый и динамически с честью иллюстрирует тот факт, что музыка, без сомнения, это универсальный язык, который не поддается какой-либо границ. И все же настоящие краски    африканской музыки воплощенны в  небесном  голосе инструмента кора, который с первых звуков заворожил слушателей и поверг в неописуемый восторг!
  
Прежде всего - кора. Это струнно-щипковый инструмент подобный лютне или арфе. 




Кора изготовляется из большого калабаса, разрезанного пополам и перетянутого коровьей кожей. Это резонатор; задняя его сторона может использоваться и для поддержания ритма. Резонатор имеет небольшое отверстие. К резонатору крепится гриф с зазубринами. Звучание коры похоже на звук арфы, но при игре в традиционном стиле больше напоминает фламенко или блюзовые гитарные техники. Большим и указательным пальцами игрок перебирает струны, придерживая инструмент остальными пальцами.
  По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы.  
Настраивается кора посредством перемещения специальных кожаных колец на грифе. Таким образом можно настроить инструмент на одну из четырёх семинотных гамм. Эти гаммы близки к западным мажорному, минорному и лидийскому ладам.

 Кора в руках  улыбчивого Cherif Soumano выглядела по-царски нарядно: отделанная светлой кожей, украшенная позолотой и цветными камнями...Но звучала она просто божественно. Здесь невольно вспоминается история мифологического Орфея, который своей  игрой на лире сумел усмирить разгневанных  фурий в аду. Здесь даже не столько красота звучания и просто фантастическая техника исполнителя поражают больше всего слух, а просто завораживающая чистота и первозданность этих звуков, будто рожденных самой природой! 

Скажу как музыкант, что меня просто поразила техника исполнения на коре, поскольку глаза явно видят, что музыкант играет лишь большими пальцами, но воспроизведенная таким образом музыка звучит в очень быстром темпе presto и по своей насыщенности очень богата. Она просто заполняет все пространство концертного зала сродни большому оркестру. Это можно объяснить богатством обертонового звучания т.н."открытых" струн коры, не прижатых к грифу. Очень сильно впечатляет сам исполнитель - Шериф Соумано, который во время игры все время улыбается и играет с такой большой любовью, которая и подпитывает это трио! Ведь кора во время игры повернута к исполнителю "лицом", что уже очень необычно для "цивилизованного" музыканта. А вы попробуйте сыграть на гитаре, например, глядя ей "в глаза"...Стыдно будет сфальшивить, наверное..


В этом трио удивителен каждый исполнитель: и  американский виолончелист Эрик  Лонгсворт, виртуозно импровизирующий на своей электровиолончели, и перкуссионист Жан-Люк Дифрай с его сильным и свободным голосом. Кстати, о голосе. В этом трио есть еще один, четвертый инструмент. Это - человеческий голос. Голос - не как вокальная составляющая, а как инструмент. Потому что легко и непринужденно он встраивается в состав исполнителей, когда поет одну и ту же фразу: "О, Африка!" И каждый, кто видел хоть раз в своей жизни черные ночи Африки, бескрайние красные пески Сахары, цветущие аозисы и весь этот фантастический мир животных, - каждый проникся этой музыкой черного континента.  Почему голос расценивается как инструмент? Да потому, что он в данном случае "белый", открытий, вокально не отшлифованный в классе, не "поставленный". Голос - как еще одно явление природы, дикой природы. В этом его прелесть. Кстати, и композициям этого трио, и самому звучанию тесно в привычных рамках; оттого и звучат они от 4 до 8 минут, и льются бесконечно, потому что написаны по канонам этнической музыки, где нет четкого строения фразы, нет цезур. Вот так бы петь и петь, глядя на красоту своей страны и радуясь жизни!
 Сказать, что исполнение последней композиции перешло в восторг - это просто ничего не сказать. Слушатели встали и продолжали петь и даже танцевать в зале под музыку Мирового Кора-трио. Даже никто не поспешил в гардероб(!), никто не толпился у выхода. Просто хотелось, чтобы музыка эта не кончалась.
 А поэтому - еще раз спасибо организаторам фестиваля и дирекции Дворца Республики за глоток чистого воздуха!

Теги:XII Международный фестиваль Этноджаза; кора; трио Netnakisum, концерт Этноджазового фестиваля в Тирасполе.
Фото для топика позаимствованы у коллеги Игоря Теплякова. Спасибо ему!

Комментариев нет:

Отправить комментарий