Популярные сообщения

четверг, 26 сентября 2013 г.

Вставай, просыпайся культурный народ!



Ну вот: мало-помалу культурная жизнь Тирасполя "раскачалась" после длительной летней "спячки". Вот ведь феномен: животные спят зимой, а люди - летом. Ну, не спят люди, скажем, а отдыхают от культуры.
После бурных и насыщенных  официальных праздников начинает просыпаться обыденная культурная жизнь провинции. Да-да, не нужно стыдиться этого определения, так как Тирасполь был провинцией и ею же остается. Провинция - это не ругательство. Это определение как географического, так и социально- экономического состояния региона. А оно у нас такое.
Вроде, совсем близко две столицы: Республики Молдова - Кишинев и негласная Украины - Одесса,  а вот "дотянуться" до них удается редко. Поэтому нам достаются "крохи" с обильного культурного "пирога" этих двух столиц. Но крохи сладкие!
Здесь я уже вспоминала о нынешнем одесском джаз-фесте, который собрал не столько  участников из 15 стран мира, сколько ( а это куда интереснее) разные стили исполнения, таланты и, вообще, взгляды на джаз. 
Так что я думаю, что  шутливо-намекающий лозунг Леди Утесова "Не дадим умереть джазу на РОДИНЕ!" отозвался хорошим конструктивным эхо через столетие. Одесса и сегодня полна юмора, хорошей музыки, морских красот и веселья!
А вот в связи с провинциальным статусом Тирасполя   мне даже вспомнилась очень смешная история происхождения известной еврейской песни "Семь-сорок".
Евреи, работающие в Одессе, но не проживавшие там ( соответственно запрету царского правительства и определению т.н."черты оседлости", приезжали в город рано утром из окрестных местечек . Часть из них приезжала на первом поезде, прибывающем в Одессу в 7:40 (по одной из версий - "Бендеры-Одесса", т.н. "рабочий поезд"). Так что весьма велика вероятность участия граждан Тирасполя в культурной жизни дореволюционной Одессы!




Обращаю внимание читателя  на скан программы фестиваля, где  обозначено выступление Приднестровского государственного квинтета «Либерти» - участника фестиваля.
И хотя ездим мы теперь в Одессу не поездом( за неимением такового), а разными передвижными средствами, свой вклад в музыкальную жизнь Южной Пальмиры мы-таки вносим до сих пор!
          


19 сентября

Open air концерт. Открытие фестиваля

 18:30

Квинтет Liberty (Приднестровье);
Anatoly Vapirov & MVD Big band (Болгария — Украина);
Юрий Кузнецов – Анастасия Букина – Аня Ткач (Украина);
Asea Sool (Грузия — Украина);
Александр Останин (Украина)
Jam Band (Украина);


  
Другая джазовая волна "накроет" наш город   буквально завтра, и движется она на этот раз из Кишинева, где  26 сентября   в Органном зале состоится открытие XII Международного этноджаз-фестиваля.  В этот день на сцене  выступят струнно-вокальная группа Netnakisum из Австрии и Motion Trio из Польши.
В пятницу кишиневским зрителям свое мастерство покажут джаз-бэнд Rusconi из Швейцарии и трио мировых гигантов джаза Mare Nostrum с музыкантами из Швеции, Франции и Италии. А в Тирасполе в этот день выступят австрийская группа Netnakisum, World kora trio с музыкантами из США, Мали и Франции и группа Liberty из Тирасполя. 




  
  XII Международный этноджаз- фестиваль имеет в Кишиневе постоянную прописку и постоянных почитателей. Обычно он проходил на площадках молдавской столицы, и только в этом году  организаторы впервые решились на организацию концертов в Тирасполе  и Комрате.
Музыка, звучащая на фестивале, не такая простая и доступная, как это может показаться, потому что представляют ее музыканты разных стран и различных культур, которые, зачастую, очень далеки от традиционной европейской. И это не только диковинные инструменты, экзотические одежды, но и сама музыка, сплошь и рядом написанная с применением т.н. аутентичных ладов. Что это значит, знают музыканты. А для широкого круга слушателей могу лишь сказать, что это настолько же непривычно для «европейского уха», как китайская пентатоника, например, где основной звукоряд не имеет полутонов и вместо семи звуков – только пять. Ну и многое другое.
 Так что тираспольчанам остается лишь купить билеты ( а они, как заверил директор Дворца Республики Юрий Стажила, будут недорогими) и отправиться в это увлекательное музыкальное приключение.




ВИА "Лейся, песня"
  
Другое музыкальное путешествие перенесет меня ( и вас вместе со мною) просто «по волнам моей памяти»  в далекое советское прошлое, потому что 29-го сентября на той же сцене Дворца Республики выступит  легендарный советский ВИА – «Лейся, песня».
ВИА был основан в 1974 году в филармонии г. Кемерово на базе существовавшего    там  ВИА «Витязи».  
  Первыми руководителями ансамбля «Лейся, песня» стали Валерий Селезнёв и Михаил Плоткин.  Лидер-солистом  был Владислав Андрианов, исполнивший такие хиты, как «По волне моей памяти», «Где же ты была», «Вот увидишь» и многие другие.  Чуть ли не главный хит ансамбля — «Обручальное кольцо» (музыка В. Шаинского, слова М. Рябинина)  был записан в 1980 году.
«В 1976 году коллектив возглавил Михаил Шуфутинский, при котором ансамбль достиг своего наивысшего расцвета и стал всенародно любимым», - во всяком случае, по мнению его участников. При нем были записаны почти все хиты, по которым и сейчас помнят ВИА «Лейся, песня».
В сопровождении ансамбля записывались такие известные исполнители, как Иосиф КобзонАнна ГерманВалентина Толкунова,Евгений МартыновЯак Йоала и другие певцы.
В 1978 году ВИА «Лейся, песня» стал победителем Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-78».
В 1984 году за несдачу  программы (во всяком случае такова была офоциальная формулировка Министерства культуры)  ВИА был закрыт
  С тех пор на российской эстраде пошли делиться и множиться клоны коллектива  с таким же названием.  Все они лихорадочно гастролировали и «чесали» отдаленные районы бескрайней бывшей родины и доказывая подлинность именно своего состава. Да и бог с ними!
 Самый  «ширмасспросвет»  интернет ресурс «Википедия» расскажет вам, что в тот вот самый «период расцвета» ВИА, когда его возглавил Михаил Шуфутинский, группа играла в стиле поп-рок, а теперь музыканты определяют свой стиль как «новая волна». Здесь, конечно, много загадочного даже для просвещенного музыковеда. Во-первых, не верится про поп-рок. «Поп» был точно, а вот «Рок» найти сложнее. Среди великого множества попсовой «воды» были, конечно, неплохие песни. Совершенно отдельно как-то стоит  исполнение Владиславом Андриановым песни Давида Тухманова «По волне моей памяти». Остальное было не так замечательно. А уж когда заголосило во всех ресторанах «Обручальное кольцо»…Тогда, вероятно, и было положено «начало конца».
Конечно, сменилось поколения, пришли новые времена. Все объяснимо.   
 Сегодня группу возглавляет  АЛЕКСАНДР ФИЛАТКИН ( бас- гитара, вокал). Вместе с ним на сцену выходят Александр Хиоара (Вокал,гитара,фортепиано), - Сергей Шевляков (ударные) Сергей Алешин  (Клавиши,вокал) и Эдуард Голиков(Гитара,вокал).




Как говорится в официальном пресс-релизе, коллектив постоянно работает над современными версиями звучания старых песен. Это хорошо.
Хорошо также и бесспорно, что такие разные по стилю  коллективы посещают нашу благодатную землю, удовлетворяя вкусы разных слоёв населения и возрастных групп.
Несколько тревожит другое: не много ли для нас коллективов и групп из «далекого прошлого»? В памяти еще живо выступление немецкой диско-группы   Boney M на вечерней площади города, кого-то повеселившей, а кого-то повергнув в откровенное недоумение.
Принимает ли участие приднестровская (или тираспольская) культура в планировании таких приглашений и каким образом отслеживается реакция слушательских групп? А есть в социологии такой термин и такое понятие!
А, кроме того, мы – университетский город…как Кембридж, например….или Геттинген…У нас имеется также Институт искусств. Кажется, что для специалистов этого Института есть обширное поле для исследования.




  

Комментариев нет:

Отправить комментарий