Ну вот: мало-помалу культурная жизнь Тирасполя "раскачалась"
после длительной летней "спячки". Вот ведь феномен: животные спят
зимой, а люди - летом. Ну, не спят люди, скажем, а отдыхают от культуры.
После бурных и насыщенных официальных праздников начинает просыпаться
обыденная культурная жизнь провинции. Да-да, не нужно стыдиться этого
определения, так как Тирасполь был провинцией и ею же остается. Провинция - это
не ругательство. Это определение как географического, так и социально-
экономического состояния региона. А оно у нас такое.
Вроде, совсем близко две столицы: Республики Молдова - Кишинев и негласная
Украины - Одесса, а вот "дотянуться" до них удается редко.
Поэтому нам достаются "крохи" с обильного культурного
"пирога" этих двух столиц. Но крохи сладкие!
Здесь я уже вспоминала о нынешнем одесском джаз-фесте, который собрал не
столько участников из 15 стран мира, сколько ( а это куда интереснее)
разные стили исполнения, таланты и, вообще, взгляды на джаз.
Так что я думаю, что шутливо-намекающий лозунг Леди Утесова "Не
дадим умереть джазу на РОДИНЕ!" отозвался хорошим конструктивным эхо через
столетие. Одесса и сегодня полна юмора, хорошей музыки, морских красот и
веселья!
А вот в связи с провинциальным статусом Тирасполя мне даже
вспомнилась очень смешная история происхождения известной еврейской песни
"Семь-сорок".
Евреи, работающие в Одессе, но не проживавшие там (
соответственно запрету царского правительства и определению т.н."черты
оседлости", приезжали в город рано утром из окрестных местечек . Часть из
них приезжала на первом поезде, прибывающем в Одессу в 7:40 (по одной из версий
- "Бендеры-Одесса", т.н. "рабочий поезд"). Так что весьма
велика вероятность участия граждан Тирасполя в культурной жизни дореволюционной
Одессы!
Обращаю внимание читателя на скан программы фестиваля, где
обозначено выступление Приднестровского государственного квинтета «Либерти» -
участника фестиваля.
И хотя ездим мы теперь в Одессу не поездом( за неимением такового), а
разными передвижными средствами, свой вклад в музыкальную жизнь Южной Пальмиры
мы-таки вносим до сих пор!
19 сентября
Open air концерт. Открытие фестиваля
18:30
Квинтет Liberty (Приднестровье);
Anatoly Vapirov & MVD Big band (Болгария — Украина);
Юрий Кузнецов – Анастасия Букина – Аня Ткач (Украина);
Asea Sool (Грузия — Украина);
Александр Останин (Украина)
Jam Band (Украина);
Другая джазовая волна "накроет" наш город буквально
завтра, и движется она на этот раз из Кишинева, где 26
сентября в Органном зале состоится открытие XII Международного
этноджаз-фестиваля. В этот день на сцене выступят
струнно-вокальная группа Netnakisum из Австрии и Motion Trio из Польши.
В пятницу кишиневским зрителям свое мастерство покажут джаз-бэнд Rusconi из
Швейцарии и трио мировых гигантов джаза Mare Nostrum с музыкантами из Швеции,
Франции и Италии. А в Тирасполе в этот день выступят австрийская группа
Netnakisum, World kora trio с музыкантами из США, Мали и Франции и группа
Liberty из Тирасполя.
XII Международный этноджаз- фестиваль имеет в Кишиневе постоянную
прописку и постоянных почитателей. Обычно он проходил на площадках молдавской
столицы, и только в этом году организаторы впервые решились на
организацию концертов в Тирасполе и Комрате.
Музыка, звучащая на фестивале, не такая простая и доступная, как это может
показаться, потому что представляют ее музыканты разных стран и различных
культур, которые, зачастую, очень далеки от традиционной европейской. И это не
только диковинные инструменты, экзотические одежды, но и сама музыка, сплошь и
рядом написанная с применением т.н. аутентичных ладов. Что это значит, знают
музыканты. А для широкого круга слушателей могу лишь сказать, что это настолько
же непривычно для «европейского уха», как китайская пентатоника, например, где
основной звукоряд не имеет полутонов и вместо семи звуков – только пять. Ну и
многое другое.
Так что тираспольчанам остается лишь купить билеты ( а они, как
заверил директор Дворца Республики Юрий Стажила, будут недорогими) и
отправиться в это увлекательное музыкальное приключение.
ВИА "Лейся, песня"
|
Другое музыкальное путешествие перенесет меня ( и вас вместе со мною)
просто «по волнам моей памяти» в далекое советское прошлое, потому что
29-го сентября на той же сцене Дворца Республики выступит легендарный
советский ВИА – «Лейся, песня».
ВИА был основан в 1974 году в филармонии г. Кемерово на базе
существовавшего там ВИА «Витязи».
Первыми руководителями ансамбля «Лейся, песня» стали Валерий Селезнёв и
Михаил Плоткин. Лидер-солистом был Владислав Андрианов, исполнивший такие хиты, как «По волне моей памяти», «Где же ты
была», «Вот увидишь» и многие другие. Чуть ли не главный хит ансамбля —
«Обручальное кольцо» (музыка В. Шаинского, слова М. Рябинина) был записан
в 1980 году.
«В 1976 году коллектив возглавил Михаил Шуфутинский,
при котором ансамбль достиг своего наивысшего расцвета и стал всенародно
любимым», - во всяком случае, по мнению его участников. При нем были записаны
почти все хиты, по которым и сейчас помнят ВИА «Лейся, песня».
В сопровождении ансамбля записывались такие известные исполнители,
как Иосиф Кобзон, Анна Герман, Валентина Толкунова,Евгений Мартынов, Яак Йоала и другие певцы.
В 1978 году ВИА «Лейся, песня» стал победителем Всероссийского конкурса
исполнителей советской песни «Сочи-78».
В 1984 году за несдачу программы (во всяком случае такова была
офоциальная формулировка Министерства культуры) ВИА был закрыт
С тех
пор на российской эстраде пошли делиться и множиться клоны коллектива с
таким же названием. Все они лихорадочно гастролировали и «чесали»
отдаленные районы бескрайней бывшей родины и доказывая подлинность именно
своего состава. Да и бог с ними!
Самый
«ширмасспросвет» интернет ресурс «Википедия» расскажет вам, что в
тот вот самый «период расцвета» ВИА, когда его возглавил Михаил Шуфутинский,
группа играла в стиле поп-рок, а теперь музыканты определяют свой стиль как
«новая волна». Здесь, конечно, много загадочного даже для просвещенного
музыковеда. Во-первых, не верится про поп-рок. «Поп» был точно, а вот «Рок»
найти сложнее. Среди великого множества попсовой «воды» были, конечно, неплохие
песни. Совершенно отдельно как-то стоит исполнение Владиславом
Андриановым песни Давида Тухманова «По волне моей памяти». Остальное было не
так замечательно. А уж когда заголосило во всех ресторанах «Обручальное
кольцо»…Тогда, вероятно, и было положено «начало конца».
Конечно,
сменилось поколения, пришли новые времена. Все объяснимо.
Сегодня
группу возглавляет АЛЕКСАНДР ФИЛАТКИН ( бас- гитара, вокал). Вместе с ним
на сцену выходят Александр Хиоара (Вокал,гитара,фортепиано), - Сергей Шевляков (ударные)
Сергей Алешин (Клавиши,вокал) и Эдуард Голиков(Гитара,вокал).
Как
говорится в официальном пресс-релизе, коллектив постоянно работает над
современными версиями звучания старых песен. Это хорошо.
Хорошо также
и бесспорно, что такие разные по стилю коллективы посещают нашу
благодатную землю, удовлетворяя вкусы разных слоёв населения и возрастных
групп.
Несколько
тревожит другое: не много ли для нас коллективов и групп из «далекого
прошлого»? В памяти еще живо выступление немецкой диско-группы Boney M на вечерней площади города, кого-то повеселившей, а
кого-то повергнув в откровенное недоумение.
Принимает ли участие приднестровская (или тираспольская) культура в
планировании таких приглашений и каким образом отслеживается реакция
слушательских групп? А есть в социологии такой термин и такое понятие!
А, кроме того, мы – университетский город…как Кембридж, например….или
Геттинген…У нас имеется также Институт искусств. Кажется, что для специалистов
этого Института есть обширное поле для исследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий